Как правильно выбрать подрядчика для продвижения сайта?

Сайт коммерческой фирмы может обеспечить значительный приток клиентов. Но само по себе наличие сайта - это лишь часть дела, порой даже не половина. Мало создать сайт и разместить на нем каталог продукции или перечень услуг. Нужно, чтобы этот сайт был посещаемым, чтобы потенциальные клиенты нашли его. Именно поэтому перед владельцем рано или поздно встает задача успешного продвижения сайта в поисковых системах.

Кого искать - работника в штат, фрилансера или компанию?

Работник в штат - дорогое удовольствие: рабочее место, аренда помещения, оплата семинаров и курсов повышения квалификации, необходимость нанимать помощников. Целесообразно в случае, если у вас крупная компания и большое число проектов. Фрилансер - обычно дешевле, но больше рисков. Фирма - как правило, дороже. Иметь дело с фирмой надежней, хотя зачастую работа выполняется медленней.

Иногда фирма - это тот же фрилансер, который зарегистрировал ООО и выступает в нем едва ли не единственным сотрудником. Поэтому нельзя дать однозначных рекомендаций по выбору между фирмой или частным лицом. Часто опытный фрилансер может выполнить работу не хуже и имеет для этого весь необходимый инструментарий и штат помощников.

Где искать?

Прежде всего, это форумы, тематические блоги, сайты успешных конкурентов, поисковые машины и контекстная реклама по SEO-запросам. Вот краткий перечень адресов, где можно найти информацию о потенциальном подрядчике в сфере продвижения сайтов.
Основной отраслевой форум оптимизаторов - http://forum.searchengines.ru/ (здесь активно общаются как оптимизаторы, так и их потенциальные клиенты).
Тематические форумы - например, форум для владельцев интернет-магазинов wwwoborot.ru (часто оптимизаторы идут туда, где общаются их потенциальные заказчики).
Тематические блоги - ru_seo (http://community.livejournal.com/ru_seo/), msk_seo (http://community.livejournal.com/msk_sale/) в ЖЖ - wwwlivejournal.com - в последние годы блогосфера развивается, предоставляя удобные инструменты для тематического общения.
Анализ сайтов успешных конкурентов. Исследовав ту или иную конкурентную тему, можно выделить наиболее «продвинутые» сайты и определить, какая компания или оптимизатор продвигали эти ресурсы.
Поисковые машины (Яндекс). Давая в поиске обычные «оптимизаторские» запросы (продвижение сайтов, SEO, «раскрутка сайтов») можно увидеть, какие компании успешно «раскрутили» свои собственные сайты по профильным запросам. Вероятно, они смогут это же сделать и для своих клиентов. Однако далеко не всегда наличие сайта оптимизатора в топ-10 поисковика гарантирует качественную услугу.
Контекстная реклама (Директ, Бегун). Давая профильные запросы в поиске, можно узнать, кто рекламирует свои услуги в сфере продвижения сайтов.

Как провести предварительный отбор?

Оценивая кандидата, следует учитывать: портфолио, рекомендации, расценки, близость-удаленность исполнителя, оперативность и адекватность на стадии предварительного общения.

При контактах на форумах и блогах вначале лучше просто почитать их, чтобы слегка вжиться в атмосферу, понять тональность общения. Размещать объявление следует, внимательно ознакомившись с правилами соответствующего форума, чтобы не вызвать негативную реакцию и не снизить число полезных контактов.

В объявлении:
Укажите адрес сайта, его параметры.
Сформулируйте кратко задачу - что требуется получить в результате продвижения (позиции по запросам, рост посещаемости и так далее).
Опишите кратко целевую аудиторию, которую желательно привлечь на сайт.
Укажите ориентировочный бюджет.
Укажите свою должность и контакты (телефон, адрес электронной почты) и попросите выслать коммерческое предложение.
Спокойно отвечайте на возникшие разумные вопросы. Не отвечайте на глупые вопросы и не ввязывайтесь в перепалку с участниками форума! Задача - получить коммерческое предложение, а не завязать беседу, чтобы по репликам в форуме определить «самых умных оптимизаторов». Самые умные придут сами.

Что оценивать при первом контакте?

Скорость ответа - если запросы разосланы утром, ответ можно ожидать в течение дня или, максимум - на следующий день. Если коммерческого предложения не последовало, значит, у фирмы нет достаточного времени для клиента.

Качество ответа - понятность коммерческого предложения, адекватность беседы в случае телефонного контакта.

Какие схемы работы возможны?

Перед встречей с наиболее интересными кандидатами следует разобраться, какие схемы продвижения и оценки его качества предлагает подрядчик. Вот краткое описание их особенностей:
Гарантия позиций - обычно выбирается узкий круг частотных запросов, по каждому из них расценивается стоимость вывода в топ-10, в топ-5 и так далее. Регулярно проверяются позиции, по итогам проверок рассчитывается сумма к оплате.
Гарантия трафика - сайт продвигается по менее частотным запросам, профильным для данного бизнеса, оговаривается возможное число переходов из поиска на сайт (например, 100 человек в день, 500 в день) - к этим цифрам привязывается шкала расценок.
Аренда сайта - некоторые оптимизаторы сами создают сайты в наиболее конкурентных тематиках и сдают их в помесячную аренду (размещая там адреса и телефоны арендатора). Арендатор платит договорную абонентскую плату (обычно 300-500-1000 условных единиц в месяц) и самостоятельно обрабатывает клиентский поток.
Партнерство - подрядчик продвигает сайт без предоплаты в расчете на договорной процент от суммы заказов. Обычная проблема в этом варианте - оптимизатор не может контролировать поток заказов и возникает недоверие между партнерами.
Абонентская схема - обычно подразумевает комплексное продвижение по высоко- и низкочастотным запросам. Критерий оценки результатов заказчиком - чисто субъективный - все ли возможное делается за перечисленные подрядчику деньги. Такая схема возможна обычно только при сотрудничестве с авторитетными, вызывающими доверие исполнителями.

Предлагаемая схема должна быть прозрачной. В любом случае задача оптимизатора обосновать целесообразность работы именно по такой схеме в конкретном случае. Продвижение сайтов давно уже не является уделом засекреченных гуру, это обычная услуга, вполне доступная пониманию любого менеджера. Если оптимизатор делает загадочный вид и ссылается на тайные знания, ничего не говоря по существу, - это серьезный повод воздержаться от сотрудничества с ним.

Выбрав подрядчика, следует договориться о процедуре регулярной отчетности за выполненные работы. Прежде всего, имеется в виду не бухгалтерские документы, а отчеты о проделанной работе и полученных результатах. Формат таких отчетов может быть разным - например, отчет о позициях по выбранным запросам, анализ динамики позиций и описание дальнейших действий и перспектив. Это может быть также анализ посещаемости на основании данных различных счетчиков, показ положительной или отрицательной динамики, анализ причин и описание дальнейших действий, анализ поисковых фраз, по которым приходят на сайт посетители из поиска. Какую бы форму и регулярность отчетности не утвердили, ее следует четко соблюдать. Отсутствие в отчете оговоренных данных или задержка с предоставлением отчетности - первый тревожный сигнал, говорящий о том, что намечаются проблемы в сотрудничестве.

Следует отметить, что «падения» случаются нередко и с хорошими сайтами, продвигаемыми опытными специалистами. Могут измениться алгоритмы поисковиков, возникнуть проблемы с хостингом сайта, нередко у поисковых машин бывают проблемы с базами данных или оборудованием.

Практика общения с разными владельцами интернет-бизнесов показывает, что далеко не всегда получается найти «того самого оптимизатора» с первого раза. Тем не менее, вкладывать деньги в развитие и продвижение своего ресурса в большинстве случаев представляется целесообразным.

Сергей Кошкин, генеральный директор компании Смарт СЕО